вторник, 24 апреля 2007 г.

роль личности в истории

Мое детсво делится на два этапа: счастливое до 1991 и нервное и полное всяческих лишений после 1991.

До 1991 я жил у мамы и папы за пазухой и ни о чем не думал - гулял, играл, на праздники, а иногда и просто так, получал подарки. В общем вел нормальную жизнь среднестатистического советского ребенка.

После 1991 вместе с родителями стоял в очередях, смотрел новости и вместе с ними пугался. Я был маленький, но по лицам, по напряженности понимал, что происходит что-то нехорошее.


Я помню как боялись КГБ, я помню как боялись гражданской войны, которая неминуемо должа была случиться, я поню как мой отец не знал, что делать с партбилетом - он никогда не был идейным комунистом и комсомольцем, насколько я знаю, стал вообще с трудом, только потому, что был высококлассным специалистом, а на ту работу, на котоую его продвигали, некомсомольцев не брали. Люди все были напряженные и злые - напряженные из-за неопределнности своего будущего и злые из-за отсутвия самого необходимого.

Сложно было, но все прошло. Осталось много вопросов, мы по разному оцениваем людей, которые повели нашу страну в тот период, по разному оцениваем их поступки, их слова и даже их мотивы, нами домысленные. Но мы живы и большинство людей, с которыми мы общаемся, тоже живы и жизнь у кого-то налаживается, а у кого-то уже наладилась. Все что ни делается все к лучшему. А самое главное - пропал тот животный страх за жизнь близких и свою собственную.

Когда вспоминают те времена, я всегда задаю себе вопрос: "А будь я постарше, я пошел бы на барркады, смог бы призывать окружающих что-то делать и считать, что делаю все правильно? Смог бы мыслить совершенно новыми терминами, решать проблемы, которые до тебя никто не решал и опыта у окружающих нет, совета спросить не у кого! Смогу ли я все сделать абсолютно правильно без пресловутого человеческого фактора, без ошибок и прощетов?". Я всегда однозначно себе отвечал - "Нет, я бы не смог, потому что я один из всех и на самом деле я бы просто испугался, испугался бы ответсвенности, испугался бы быть непонятым, просто испугался бы пытаться быть первопроходцем".

В те времена было совершено много ошибок - мои родители потреяли тогда все, бабушку чуть удар не хватил когда она реально осознала, что она сможет купить на все ее сбережения на сберегательной книжке, зарплату не платили ни отцу, ни маме... А в то же время на улицах появлись ларьки, в магазинах стали появляться товары, цены расти, очереди стали уменьшаться. Появились приватизационные чеки. Появлись банки и различные компании, предлагающие преумножить накопления.

Страх пропал, ему на смену пришли новые страхи, страхи, которых мы раньше и не догадывались, страхи сменились сложностями, сложности вопросами, вопросы ответами. Это эволюция, все в мире меняется и мы сами меняемся, становимся умнее, мудрее, внимательнее. Если бы сейчас вдруг начали крутить рекламу МММ, то вряд-ли кто-то купился на это, ну или купились бы, но очень немногие очень наивные люди. Зато сейчас в легкую покупают жилью в долевом строительстве "по дешевке", что по сути своей тот же МММ. МММ тоже эволюционировал.

По всем телеканалам, радио и газеты всем трубили - не продавайте приватизационные чеки, купите акции, купите себе часть страны! Но никто же не понимал, что такое акция, никто не понимал, что с ней делать - как это отдать свое кровное в обмен на какую-ту бумажку с неизвестно какими гарантиями - да пусть хоть государство мне гарантии даст, все равно лучше на деньги поменяю и хоть поем нормально! И мне странно, когда говорят, что страну продали за бесценок кучке жуликов - мы все могли быть этими жуликами буть мы хоть чуть-чуть подальновиднее. Никто в то время не хотел покупать акции, никто ничего о них не знал, а главное и знать не хотел! Многие сыграли на глупости и доверчивости наших сограждан, но насильно же никто никого не принуждал отдавать эти чеки, большинству не нужны были никакие акции никаких заводов - нужны были только деньги.

В целом, не особо углубляясь в тонкости проблемы "личность и ее роль в истории", хочу сказать, что в 1991 году нам повезло, что не было гражданской войны, что кучка жаждущих власти чиновников разделила СССР бескровно - нам действительно повезло и об этом нашим детям еще будут в учебиках по истории писать!

История идет зигзагами, петлями, виляет и юлит как хочет... Прямо как на американских горках - никогда не знаешь когда случится следующий поворот и в какую сторону он будет. Мы легко отделались - нам радоваться нужно, что в 1993 году, когда появился человек, недовольный результатами раздела СССР, опять же не было гражданской войны в самых страшных ее проявлениях.

Надеюсь, что те из моих читателей, кто был в период 1990-1994 годов в возрасте 20+ поймут какие эмоции я хочу передать - Вы можете со мной соглашаться или не соглашаться в оценках значимости той или иной личности, но согласитесь, что страх неопределнности и боязнь за свою жизнь - возможно, даже, из-за своих политических взглядов, присутствовал (особенно в свете событий сопутствовавших свержению комунистического строя в других странах соцлагеря).

Присутсвовал и для большинства не оправдался.

И слава богу.

P.S. Я никого не оправдываю и никого не обвиняю. Для меня сегодня закончилась эпоха - эпоха борьбы, эпоха координальных изменений в стране, в законах, в быту, в мыслях и сознании людей. Пафосная эпоха Героев - ведь все кто учавствовал во всех событиях тех лет были Героями, независимо от того на чьей стороне они находились - они старались научиться отстаивать самих себя, свои взгляды и мысли.
Естественно, что у разных людей существуют разные взгляды и разные способы решения проблем и, естественно, совершаются ошибки. Каждый из нас сам решает как относится к этим людям и кому сочувствовать, а кого презирать, но при этом не нужно забывать, что они уже часть нашей истории, которую, как минимум, нужно знать и уважать.

7 комментариев: