четверг, 1 марта 2007 г.

Грандиозный риф из покрышек получился как всегда

28 февраля 2007

Что только не топили американцы у своих берегов! Деревянные и стальные баржи, траулеры, танки, корабли-рестораны и даже гигантские авианосцы! И всё ведь для того, чтобы создать искусственные рифы. 35 лет назад кому-то из них в голову пришла "гениальная" идея: затопить использованные автомобильные шины. Они утонули. А расхлёбывать последствия придётся ещё долго.


Весной 1972 года некоммерческая группа "Искусственный риф округа Бровард" (Broward Artificial Reef — BARINC) разработала план по утилизации старых покрышек путём создания из них на морском дне самого большого в мире искусственного рифа, занимающего площадь порядка 150 тысяч квадратных метров!

Подобные рифы на тот момент уже существовали, а идея была простой: расширить и разнообразить среду обитания для морских существ (в том числе в интересах спортивной рыбалки), а также сделать альтернативные места для дайвинга. Кроме того, создатели искусственного рифа хотели снизить давление на рифы естественные и хоть как-то использовать захламляющие огромные пространства старые шины. Не утилизировать же их в самом деле?

Весной 1972-го BARINC получила от Goodyear оборудование, необходимое для связывания и сжимания шин. Потом были приглашены добровольцы на 100 лодках да баржах, которые в сопровождении военного корабля USS Thrush вышли в океан и одновременно сбросили тысячи связок шин в воду.

Ур-р-ра! Высокое начальство из Goodyear даже сбросило в воду "золотую покрышку" (причём скинуло её с дирижабля!), чтобы ознаменовать начало великого дела, и провозгласило в пресс-релизах, что риф станет уютным пристанищем для многих видов рыб и прочих обитателей глубин. Ну ещё бы, ведь даже золотая рыбка получила отдельную шину.

За несколько десятилетий было утоплено больше 2 миллионов покрышек, но теперь их придётся вытаскивать обратно. Почему?

Дело в том, что по прошествии 30 с лишним лет стало ясно, что план был провальным с самого начала. Так называемый Риф Осборна (Osborne Reef) не только не стал приютом для рыб, ракообразных и прочих, но и начал разрушать естественную экосистему.

"Изначально идея-то была хорошая – создать среду для морских существ. Была надежда, что тогда их количество могло увеличиться вдвое или даже втрое, — вспоминает один из инициаторов затеи с покрышками Рэй Макалистер (Ray McAllister), профессор океанической инженерии из Атлантического университета Флориды (Florida Atlantic University FAU). — Но это не сработало. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что ни черта не получилось, это была плохая идея".

Выяснилось, что во время тропических штормов и ураганов шины, поднимаемые со дна, налетали на коралловые рифы и уничтожали их. В ряде случаев покрышками даже забросало побережье. Например, в Северной Каролине в 1998 году после прохождения урагана Бонни резиной был завален весь пляж.

Лёгкие шины передвигались даже во время прилива и отлива, не давая морским жителям закрепиться на них, и мешая тем самым формированию среды обитания. Кроме того, нейлоновые и стальные зажимы, скрепляющие шины между собой, быстро разрушались. В результате, по мнению экологов, даже происходило выделение токсичных веществ.

В 1986-м учёные из Нью-Джерси предложили своё решение проблемы слишком лёгких шин. Замысел состоял в следующем: тысячу покрышек разрезать пополам, скрепить вместе и залить бетоном.

Так и сделали, однако и это не сработало. Куски резины отделялись и плавали по всей округе.

"Нам приходилось ежедневно ходить вниз и вверх по побережью Нью-Джерси и собирать от 50 до 100 кусков, разбросанных по всему берегу", вспоминает Хью Карберри (Hugh Carberry) из местного управления по защите окружающей среды (NJDEP).

Затем была предпринята попытка ещё раз усовершенствовать проект. Для этого покрышки стали выстраивать колоннами по 10 штук и заливать бетоном только внутреннюю цилиндрическую полость. Каждая такая связка весила около тонны.

Не вышло и это: сделанные из таких колонн рифы обладали слишком малой площадью поверхности, так что подводные обитатели, как ни старались, не смогли на них обосноваться.

Уборка дна от Рифа Осборна стартовала в 2001 году с подачи Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Поначалу вытащить удалось только 1600 шин, подъём каждой из которых обошёлся в $17.

В 2005 году волонтёры в ходе ежегодной международной акции по очистке прибрежных зон убрали с пляжей почти 12 тысяч старых шин.

Сейчас на избавление от Рифа Осборна предлагается выделить $2 миллиона. Кстати, со дна шины будут поднимать военные ныряльщики — бесплатно, они попытаются совместить полезное со своими ежегодными тренировками на побережье Флориды.

Пилотный проект длиною в месяц планируется на июнь. А полномасштабный сбор будет проводиться вплоть до 2010 года и обойдётся США примерно в $3,4 миллиона долларов. Что определённо превышает все первоначальные затраты на создание искусственных рифов из автомобильной резины. В тысячи раз примерно.

Использование старых покрышек для создания рифов фактически прекращено, однако то там, то сям их по-прежнему выбрасывает на побережье. Ведь в создании "шинных рифов" преуспели не только американцы, покрышки бросали в воду по всему миру от Австралии до Африки.

В конце такой истории принято писать про "хотели как лучше, а получилось" и про "благими намерениями выложен". Нам же не ясно одно — понравился ли этот искусственный риф дайверам? Если да, то одна из целей проекта всё же достигнута. Как бы цинично это ни звучало.

http://www.membrana.ru/articles/global/2007/02/28/195800.html

Комментариев нет: